Что такое спальный район

28 Ноября, 2019 Василиса Иванова
Что такое спальный район

В середине 20 века, когда началась активная застройка существующих городов и строительство новых, возникло такое понятие, как спальный район. Это понятие скорее присуще для мегаполисов, но иногда встречается в средних и даже небольших городах. В соответствии с первоначальными градостроительными планами, советские архитекторы запланировали крупные предприятия и производственную инфраструктуру располагать ближе к центру города, а районы для проживания – на периферии. Этот план делал спальные районы, в которых проживали большинство трудящихся, равноудаленными от мест их работы. Время на дорогу сокращалось, оставалось время на отдых и личное развитие. По крайней мере, так задумывалось изначально. А сами жилые кварталы, в которые фактически люди приезжали только спать, стали называться «спальными районами». На самом деле со временем картина нарисовалась не такая, какую запланировали градостроители.

Спальные районы советского образца

chto_takoe_spalnyj_rajon_1.jpg

Итак, каким же был он - традиционный советский спальный район?

  • Спальный район – район, удаленный от центра города. Одним из признаков спального района являлось время, затрачиваемое на дорогу к работе. Для таких видов застройки дорога жителей на работу обычно занимала более получаса.

  • Застройка спальных районов была однотипная. Как правило, это совершенно одинаковые панельные пяти- или девятиэтажки, расположенные также по однотипному шаблону. Эта особенность застройки легла в основу известного фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!». Герой фильма, неожиданно оказавшись в другом городе, по своему адресу обнаруживает точно такой же район, такой же дом и такую же квартиру. Дверь квартиры он смог открыть таким же ключом.

  • Каждый подобный район имел свою социальную инфраструктуру - детский сад, школу и поликлинику.
  • Квартиры, расположенные в подобных районах, как правило, стоили дешевле аналогичных в центре города. Для тех времен, когда эти районы застраивались, правильнее было бы сказать - ценились меньше, учитывая, что все жилье принадлежало государству, и законным путем продажа квартир не осуществлялась.

  • Спальные районы не имели собственных мест для проведения досуга и развлечений. Для того, чтобы скрасить вечерок, жильцам района приходилось ехать достаточно далеко.

  • С магазинами ситуация складывалась такая же, как и с развлечениями. На всю округу были один-два небольших киоска. За всеми мало-мальски серьезными покупками приходилось ехать в центр города.

  • В подобных жилых массивах была своя транспортная инфраструктура, связывающая центр с жилыми домами. Но зачастую в вечерние часы транспортная связь с «внешним миром» обрывалась, и добраться или выбраться с территории можно было только на такси.

Спальные районы сейчас

chto_takoe_spalnyj_rajon_2.jpg

Современные архитекторы признают такую организацию пространства ошибочной. По их мнению, разделение территории по её назначению не оправдало возложенных на нее функций и сделало существование горожан неудобным и не эргономичным. Вместо создания отдельных узкоспециализированных районов современные специалисты вплетают в городскую сеть крупные торговые центры, офисные здания, элементы индустрии развлечений. Современные районы включают в себя все необходимое для комфортного труда и проживания граждан. Поэтому в последнее время термин «спальный район» приобретает приятную окраску для большинства горожан, и даже становится престижным и статусным. Судите сами.

  • Здесь ведется активная застройка, но не типовых панельных домиков, а достойных жилых комплексов из монолита или даже монолита и кирпича с индивидуальными планировками, паркингами и комфортной придомовой территорией.
  • Удаленность от центра с его производственной инфраструктурой и загазованностью делает районы экологически привлекательными для покупателей
  • Современные спальные районы имеют всю необходимую инфраструктуру для того, чтобы многим жителям даже не приходилось выезжать за пределы района. Рестораны, фитнес-центры, офисные здания, кинотеатры, парки и все то, что делает жизнь человека интереснее, в избытке присутствует практически в каждом из них. Более того, крупные гипермаркеты и торговые центры как раз строятся на окраинах города. А в этих гипермаркетах обычно бывают самые приятные цены.
  • Транспортная инфраструктура с приходом частных перевозчиков стала более «дружелюбной» к жильцам. Многие маршруты работают с небольшим интервалом движения и до глубокой ночи.
  • Даже если и существуют какие-то проблемы с транспортом, наличие парковочных мест и гаражей решает возможные проблемы доступности отдаленных районов. Сейчас, когда у многих граждан есть личный автомобиль, вопросы оптимальной работы системы транспортных артерий отходит на второй план.
  • Стоимость квартир на окраинах постоянно растет, это жилье перестало быть самым доступным в сравнении с остальными предложениями на рынке (хотя плюс это или минус сказать сложно).
  • Летом и в выходные выехать за город и вернуться обратно гораздо проще из спальных и окраинных районов, чем через центральные улицы.
  • Состояние общих коммуникаций (канализация, водопровод) в новых районах выгодно отличается от районов давней застройки. Вероятность выхода из строя систем водоснабжения и водоотведения, линий электропередач и других жизненно необходимых ресурсов в новом районе гораздо ниже.

Помимо очевидных преимуществ, есть еще и одно не явное, но убедительное. Со временем города разрастаются все дальше и шире. И если сейчас вы купили квартиру в новом спальном районе с видом на чистое поле, то через каких-нибудь пару лет вокруг гарантированно вырастут такие же дома, магазины, клубы, парки. Построят школы, сады, дороги и возможно даже велодорожки. А уже лет через 10 ваш район будет обжитым, престижным и в удобной транспортной доступности по сравнению с вновь построенными. Ведь процесс расширения городов и рост городского населения не прекращается и вряд ли остановится в ближайшее время.

Василиса Иванова

Комментарии к статье

Никто еще не оставил отзывов, станьте первым!
Оставить комментарий