Шумный мегаполис буквально задыхается в пробках и бесконечных бюджетных новостройках. Город погребен под промышленными выбросами. Экологическая обстановка – это один из важнейших критериев выбора жилья.
По статистике, квадратные метры жилья в районах с благоприятной экологией дорожают в два раза быстрее в сравнении с районами со средним показателем по столице.
Критерии выбора экологически чистого района
Чтобы самостоятельно оценить экологию района, не обращаясь за помощью к экспертам, рекомендуется заняться анализом следующих показателей:
Чистый воздух.
Данный параметр подвержен воздействию нескольких факторов (например, роза ветров, особенности расположения промышленных объектов, транспортная загруженность и так далее). По статистике, наиболее благоприятными показателями отличаются западные районы. Хотя инфраструктура и создает некоторые помехи. На данный момент северо-западная «Ленинградка» считается наиболее загруженной региональной трассой. По сравнению с ней в выигрышной позиции находятся Новорижское и Рублево-Успенское шоссе.
Чистые водоемы
Никому не хочется, чтобы пойманный на рыбалке карасик содержал в себе все элементы таблицы Менделеева. Любителям отдыха на берегу живописных и чистых водоемов рекомендуется выбирать жилье в восточных и юго-восточных регионах. Дополнительно (в отношении чистоты воды) приемлемыми считаются западные регионы, так как именно в этом направлении берут начало реки Клязьма и Москва-река.
Зеленые насаждения и природные леса
На данный момент зеленые насаждения (хвоя и лиственница) занимают в Подмосковье менее 40% площади. Самая большая площадь лесного фонда относится к Подольскому, Шатурскому и Сергиево-Посадскому районам.
Инфраструктура экологически чистых районов
На основе оценок экологов Истринский и Рузский районы можно назвать наиболее благоприятными для проживания и экологически чистыми. Соответственно, в поисках элитного жилья рекомендуется отправляться на запад и юго-запад.
В данном случае можно воспользоваться следующими направлениями:
Рублевско-Успенское шоссе
Это направление изначально было разработано как трасса для доставки партийной почты и военной корреспонденции. Таким образом, в непосредственной близости от шоссе объекты, загрязняющие окружающую среду, отсутствуют как таковые. Довольно большое количество населенных пунктов располагается в лесу (в незначительном удалении от дороги). Выбрав жилье в этом регионе, покупатели смогут насладиться тишиной и спокойствием. Район также привлекает специально оборудованными местами для купания и отдыха на берегу Москвы-реки. Дополнительная рекомендация – желающим приобрести жилье придется обратить внимание на объекты вторичного рынка, так как в районе довольно мало новых построек.
Новорижское шоссе
Трасса обрела популярность именно за счет экологического аспекта. В этом направлении отсутствуют крупные промышленные объекты, а окружающая природа привлекает своей естественной красотой и чистотой. Лесной массив района преимущественно хвойный (более 50% площади). Также в данном направлении находится три водохранилища и Тростенское озеро. Район довольно активно развивается, поэтому не составит труда приобрести жилье в новостройках.
Калужское и Киевское шоссе
Юго-запад привлекает сочетанием экологической чистоты и развитой инфраструктуры. В районе большое количество мелких рек и озер, хвойных лесов и березовых рощ. Дополнительно в пользу чистоты района играет большое количество разнообразных санаториев и здравниц, расположенных в некоторой удаленности от шоссе. И, конечно же, внимание привлекают роскошные старинные усадьбы, живописные парки (например, насаждения усадьбы Красное или Щапово) и Шишкин лес с местом разлива одноименной столовой воды.
Экологически чистые (и не очень) города Подмосковья
Наверное, каждый мечтает, чтобы его новостройка стояла в районе с хорошей экологией. Однако у воплощения этой мечты в реальность есть пара препятствий.
- Во-первых, экология чаще всего улучшается по мере удаления от Москвы, но вместе с ней, как назло, ухудшается всё остальное, от инфраструктуры до транспортной доступности. Поэтому заинтересованность застройщиков в совсем уж далёких городах и районах невысока.
- Во-вторых, расширение рынка недвижимости само по себе несёт урон благоприятной экологии.
Нет, застройщики, конечно, предлагают клиентам новые дворы с лужайками, но вообще-то подземные паркинги и многосекционные высотки свежий воздух лучше не делают, да и трава благодаря им зеленее не становится. Так что любой топ экологически чистых городов и районов Подмосковья, наиболее подходящих для проживания – это набор компромиссов. Мы собрали следующие.
Бессменный лидер всех подобных топов – город Одинцово, который одинаково нравится как экологам, так и застройщикам. Чистоте воздуха в нём не мешают ни несколько промышленных зон, ни проходящее через него достаточно крупное Можайское шоссе. Всё дело в том, что вокруг Подушкинский и Дубковский леса, а в центре города есть несколько парков и прудов. Самое удивительное, что до МКАД при этом всего 4 километра, то есть дышать воздухом Одинцово, но на работу ездить в Москву – это вполне реально. Вот потому-то новые жилые комплексы и появляются здесь один за другим.
Свой экологической обстановкой неожиданно радует Королёв, который вообще-то самый большой наукоград страны и, как его неофициально называют, космическая столица. Но все его производства, которых и правда немало, особого вреда атмосфере не несут. А выхлопные газы автомобилей, видимо, нейтрализует обилие зелени – если верить статистике, различные скверы и парки занимают около трети всего города. Особенно нужно отметить южную часть Королёва, которую полностью занимает часть национального парка Лосиный остров. Там же протекает река Яуза.
На экологически привлекательном западном направлении к Москве прилегает Красногорск. К сожалению, из-за соседства с МКАД и близости Пятницкого, Ильинского и Новорижского шоссе его атмосфера в последние годы неумолимо ухудшается. Что, впрочем, не мешает некоторым называть Красногорск “подмосковной Швейцарией”! Окружён город нетронутыми лесами, на его территории есть несколько парков, рядом протекает Москва-река, а ещё здесь растёт 250-летний дуб-долгожитель. Благодаря всему этому в Красногорске не перестают появляться новостройки – сейчас их около двух десятков, и есть даже представленные в бизнес-классе.
Видное, расположившийся к югу от МКАД, в прошлом десятилетии был признан самым благоустроенным городом России с населением менее 100 тысяч человек (по состоянию на 2018-й в нём проживает 66 тысяч). Ложку дёгтя в бочку благоустроенности вносит безусловно вредный коксогазовый завод. В противовес ему – Видновский, Тимоховский, Радужный, Жуковский и Ермолинский парки, а также несколько водоёмов – речка Купелинка, Малый Тарычевский и Пуговичинский пруды, ручьи Тим, Еригинский и Холмистый. Несмотря на все жалобы местных жителей на завод, его вряд ли в ближайшее время закроют. Остаётся только не обращать на него внимание и радоваться зелёным новостройкам Видного – чтобы подчеркнуть их экологичность, некоторые застройщики добавляют “эко” им прямо в названия.
Домодедово – не только аэропорт, но и подмосковный город с населением в 127 тысяч человек. Он буквально вытянут вдоль платной трассы М-4, но по бокам от него всё сплошь лесные зоны. Не зря Домодедово так популярно у тех, кто мечтает посетить подмосковные санатории и оздоровительные комплексы! У застройщиков жилой недвижимости город популярен сильно меньше – видимо, сказываются значительные 17 километров до МКАД. Так или иначе, но чтобы пересчитать все его интересные и перспективные новостройки, хватит пальцев одной руки. И однако это не повод списывать Домодедово со счетов и не замечать его достоинства (или, что даже важнее, отсутствие недостатков) в контексте экологии.
Реутов прилегает к восточной границе Москвы, а восток столицы, несмотря на наличие в нём Измайловского лесопарка, хорошей экологией похвастать не может, и западу так точно уступает. Но вот в самом Реутове на экологию жаловаться не приходится, за что снова нужно сказать “спасибо” статусу наукограда – производства здесь не промышленные, а научные. Поэтому основные источники загрязнения воздуха – выхлопные газы автомобилей, городская свалка и крематорий. Если мы посмотрим на карту города, то обилия зелёных зон не увидим, хотя есть и Центральный городской парк на 9 гектар земли, и парк Фабричный пруд с, собственно, прудом. Возможно, новостройку в городе нужно выбирать по принципу близости к этим объектам.
Подмосковный город Пушкино легко перепутать с расположенным под Петербургом городом Пушкин. В вопросе экологии первый второму уступает, но не очень явно. Сказывается и расстояние от МКАД (18 километров), и окружение в виде лесов и водохранилищ, и собственные зелёные зоны и водоёмы. Тут вам и пара парков в самом центре, и река Серебрянка, и озеро Травинское. Даже если просто посмотреть на город сверху в летнее время, то он покажется цветущим и зелёным – Москве с такого только брать пример.
Люберцы – первый город в Подмосковье по плотности населения, что можно объяснить его хорошей транспортной доступностью. Тут вам и МКАД под боком, и пара станций метро. Сказывается ли такое соседство на здешней экологии? Безусловно, но природа Люберец отвечает ему окружением из лесопарков (Салтыковский, Косинский, Жулебинский), Люберецким ПКиО, а также жилыми комплексами с зелёными дворами. Интересно, что застройщики сосредотачивают их в той части города, что ближе к Москве – то есть чтобы и свежий воздух, и на работу можно быстро добраться.
Мытищи и Химки прилегают к Москве на севере – первые чуть восточнее, вторые чуть западнее. Особенно привлекательной экологией оба города, увы, похвастать не могут – хватает там и промышленных предприятий, и вредного для атмосферы плотного автомобильного трафика. Правда, у Химок есть большой Химкинский лес, а у Мытищ – значительная часть национального парка Лосиный остров. Да и застройщики, которые любят оба этих города, обычно обеспечивают свои жилые комплексы зелёными дворами и обещают хорошую экологию. Жить можно!
Аутсайдерами во всех рейтингах экологически благоприятных городов Подмосковья неизменно становятся города, с которыми всё понятно уже по их названиям – Электроугли, Электросталь, Железнодорожный. Все – на востоке от столицы. И все страдают от одних и тех же причин – плохая роза ветров, большие потоки машин, множество вредных производств. Но все эти города и у застройщиков-то не очень популярны. Чего не скажешь о Балашихе, а она при этом легко впишется к ним в компанию.
Остаётся только надеяться, что все в Подмосковье (и власти, и девелоперы, и их клиенты) начнут уделять больше внимания экологии – и благодаря этому она, может, и не станет лучше, но хотя бы перестанет ухудшаться день ото дня.