На фоне новостей о грядущем росте цен на жилье и отсутствии роста реальных доходов россиян стали появляться предположения, что и застройщики пойдут по пути дальнейшего сокращения площадей квартир в новостройках. Будет ли интересно такое жилье самим покупателям?
– Застройщики, которые только сейчас запускают проекты, возможно, сталкиваясь с новой реальностью, ставят перед собой вопрос об «уплотнении» – речь и о сокращении общей площади в квартирах, и об увеличении количества лотов как на этаже, так и в жилом комплексе в целом. Но уверен, что очень немногие строительные компании доведут эту мысль до реального дела. Причин тому несколько, но самое главное, о чем нельзя забывать – это ожидания и запросы клиентов.
В период дешевой ипотеки, которой ознаменовался практически весь 2018 год, рекордно вырос спрос – ужесточилась и конкуренция за потребителя, застройщики стали предлагать гораздо более качественное, продуманное, «вкусное» жилье, в том числе, в части квадратуры. И клиенты «распробовали». Благодаря снижению ипотечных ставок и адекватной ценовой политике большинства застройщиков, многие смогли позволить себе увеличить ипотечный кредит и купить более просторное и комфортное жилье.
Появление новостроек с квартирами по 20 кв. метров может быть воспринято почти как «приглашение» вернуться в эпоху хрущевок. Однако люди, которые выросли в маленьких квартирах, потом сами пожили в таких же, теперь вряд ли согласятся повторять этот опыт. Они лучше подождут или поищут более интересного предложения – скорее всего, в условиях высокой конкуренции, оно не заставит себя долго ждать. А новостройки, в которых преобладают суперкомпактные квартиры, где покупателю предлагается уменьшение простора для жизни, могут столкнуться с серьезным оттоком спроса.
Современный покупатель способен оценить преимущества проекта и делает выбор в пользу функционального жилья, в котором максимально взвешенно соотносятся цена и качество.
Так что, состояние рынка сегодня пока еще таково, что позволяет игнорировать порывы большинства стройкомпаний уйти в плотную застройку, минимизировать площади квартир и увеличить долю студий. Застройщики знали о грядущих изменениях законодательства и о неизбежном повышении себестоимости строительства в будущем. Поэтому они постепенно повышали цены на квадратные метры, ликвидируя риски подобных оптимизаций в дальнейшем. Кроме того, покупательская активность была и еще остается на очень высоком уровне.