Совсем недавно такое понятие как апартаменты вызывало ассоциацию с обителями голливудских звезд и роскошью, показанной в западных фильмах. Сегодня этот вид рынка недвижимости испытывает довольно значимое оживление и набирает популярность.
Тем не менее, действующими законодательными нормами РФ не предусмотрено четкого определения статуса апартаментов. Подобного рода недвижимые объекты не имеют статуса жилых помещений и определяются как коммерческие площади.
Современного покупателя привлекает сравнительно невысокая стоимость жилья, а вопросы о невозможности постоянной регистрации выходят на первый план только после совершения покупки.
Постоянная прописка
Постоянная регистрация, известная под народным названием «прописка», представляет собой уведомление государства о выборе постоянного места жительства. Следует отметить, что в отличие от советского понятия прописки, постоянная регистрация носит исключительно уведомительный характер, так как граждане не обязаны спрашивать у государственных органов разрешения на жительство в каком-либо населенном пункте.
Тем не менее, объекты, подходящие для регистрации, должны котироваться исключительно как жилая площадь (пространство, предназначенное непосредственно для длительного и постоянного проживания человека). Данный аспект затрагивает только механизм регистрации по месту жительства (более известный, как постоянная прописка).
В соответствии с положениями ст.16 Жилищного кодекса РФ, в качестве жилых пространств могут рассматриваться следующие объекты:
- Частный сектор (дом, флигель и так далее).
- Квартира.
- Комната (помещение в стандартной изолированной квартире, площадь в коммунальной квартире).
Из вышеперечисленного следует, что апартаменты не относятся к категории жилых пространств. Соответственно, в апартаментах невозможно прописаться (зарегистрироваться по месту жительства) на постоянной основе.
Дополнительно следует учитывать, что помещение не может классифицироваться как жилое исключительно из-за наличия вышеуказанных характеристик. Для получения статуса жилого объект должен соответствовать действующим на территории государства (положения о технических нормах, санитарно-гигиенические критерии и прочее). Соответствие норм регламентируется специальной комиссией, уполномоченной проводить проверку объекта перед сдачей его в эксплуатацию (должен быть составлен подтверждающий акт).
Временная прописка
Для осуществления процедуры временной регистрации (известной как временная прописка) можно использовать помещения, не использующиеся для постоянного или длительного проживания. Это могут быть:
- Гостиничные номера.
- Комнаты в санатории.
- Домик на туристической базе и так далее.
Следует отметить, что обязанность временной регистрации граждан возлагается непосредственно на административный орган, действующий на территории вышеуказанных объектов.
Статус апартаментов регламентирован приказом Минспорта №35 от 15.04.2011 и котируется как разновидность номеров в средствах размещения. Соответственно, формально апартаменты расцениваются как нежилые объекты и коммерческая недвижимость, которая может быть арендована, а жильцы вправе рассчитывать на обслуживание гостиничного типа.
Даже в случаях, если апартаменты сочетают в себе:
- Полный спектр необходимого оборудования.
- Большие площади.
- Практичное и удобное расположение (например, рядом с транспортной развязкой или развитой инфраструктурой, зелеными зонами и так далее).
Подобные помещения остаются нежилыми и могут предназначаться исключительно для временной эксплуатации.
Варианты решения проблемы
Риэлтерские агентства, специализирующиеся на реализации апартаментов, отмечают, что большое количество покупателей не расценивает объект в качестве места для постоянной регистрации.
Тем не менее, для осуществления регистрации в апартаментах предусмотрено несколько вариантов:
- Временная регистрация или прописка. Если строение, в котором расположены апартаменты, обладает статусом пансионата или отеля, заинтересованное лицо может зарегистрироваться без малейших трудностей. В данном случае максимальный срок временной прописки – пять лет. По прошествии указанного срока владелец недвижимости будет обязан пройти повторную процедуру регистрации. Подобное положение можно рассматривать и с положительной стороны – временная регистрация, в соответствии с действующими законодательными нормами, может действовать одновременно с постоянной пропиской (например, в другом населенном пункте).
- Осуществить постоянную регистрацию можно путем перевода апартаментов в категорию жилых объектов. Это весьма затратный механизм. Для начала необходимо получить документ, свидетельствующий о наличии права собственности на помещение. Затем собирается соответствующий пакет документации и следует обращение в местный административный орган к специальной комиссии. Представители комиссии обязан удостовериться в том, что помещение в полной мере соответствует действующим нормам, после чего статус объекта может быть изменен.
- Процедура, актуальная для владельцев загородной недвижимости. Заинтересованное лицо обязано обратиться в судебную инстанцию (не исключается и обращение в Конституционный суд). Подобный образом владельцы загородных домиков добились разрешения регистрироваться в недвижимых объектах, стоящих на садовых и дачных участках (тем не менее, подобное строение также должно быть признано жилым).
Процедура оформления
Регистрация в апартаментах – это процедура, подведомственная тем же органам, которые курируют механизмы регистрации в квартирах и жилых домах (Федеральная миграционная служба)
Процедура регистрации по месту жительства или пребывания классифицируется как государственная услуга. Чтобы воспользоваться услугой, необходимо:
- Личное обращение в территориальный орган ФМС.
- Обращение посредством портала Госуслуг.
- Лично обратиться в один из многофункциональных центров обслуживания населения.
- Посредством обращения через портал апарт-отеля.
Каким бы образом не было предоставлено обращение и сопутствующая документация, заинтересованное лицо обязано лично явиться для получения отметки о регистрации. Для осуществления процедуры временной регистрации в апартаментах следует озаботиться сбором следующих документов:
- Паспорт гражданина России.
- Документ, свидетельствующий о законности процедуры вселения (это может быть договор аренды, свидетельство о наличии права собственности и прочее).
- Заявление.
- Листы убытия (если таковые имеют место быть) и листы прибытия (бланк должен быть заполнен непосредственно при подаче документов, на месте).