Застройщики продолжают банкротиться – дольщики в панике! Ужесточение требований к застройщикам, привлекающим средства граждан, теоретически должно свести к минимуму ситуации, когда финансовая несостоятельность мешает девелоперам выполнить свои обязательства. Тем не менее, от кризисов никто не застрахован, а значит, дольщикам важно понимать, какие предпринимать шаги, если строительная компания вдруг оказывается банкротом.
Редакция портала Novostroev.ru подготовила информацию о том, что происходит во время этой процедуры, как и кем осуществляется продолжение строительных работ, вы узнаете, какие финансовые права имеет дольщик, и какие действия ему нужно предпринимать, если застройщик обанкротился.
- Выбор при банкротстве застройщика: дождаться жилья или вернуть деньги
- Процедура банкротства: что происходит «за кулисами»
- Возврат денег – в порядке очереди: категории кредиторов
- «Реестровые дольщики» и возврат средств
- Переход права собственности
- Переход к новому застройщику: организовано и безболезненно
- Заключение
Выбор при банкротстве застройщика: дождаться жилья или вернуть деньги
После проведения процедуры банкротства определяются источники финансирования (деньги от продажи имущества банкрота, выплаты страховой компании, государственные фонды, пр.) и привлекается строительная компания, которая будет заканчивать работы. В результате сроки сдачи отодвигаются на неопределенное время, однако, дома достраиваются, и дольщики получают свои оплаченные квартиры.
Если договор долевого участия был заключен по всем правилам, вопросы будут решаться с опорой на положения закона ФЗ-214, который регулирует отношения застройщика и дольщика. Когда застройщик более не в состоянии исполнять обязательства, объект передается другой компании, которая завершает возведение дома. Нельзя сказать, что все это происходит моментально, но, все же, проблемные дома достраиваются, хотя и дольщик получает свое жилье несколько позже, чем это предполагалось. Весь этот процесс регулируется на региональном уровне и дополняется нормативными актами местного значения.
У покупателя в этой непростой ситуации два пути – дождаться, все же, сдачи дома в эксплуатацию или претендовать на компенсацию по страховому полису, оформленному при заключении договора долевого участия.
Правда, это имеет отношение лишь к ДДУ, заключенным после октября 2017-го, более «ранним» дольщикам будет несколько сложнее. Если на этапе банкротства будет установлено, что целью застройщика изначально были мошеннические действия, то никаких компенсаций страховая не выплачивает, и дольщик в этом случае, чаще всего, остается у разбитого корыта.
Если дом только начал строиться, девелоперу, который согласится его завершать, понадобятся существенные финансы, а также время на завершение организационных процедур, а значит, об изначальном графике завершения работ можно забыть. В этой ситуации, получив первую информацию о готовящемся банкротстве, возможно, имеет смысл в одностороннем порядке расторгнуть договор и требовать возврата затраченных средств. Собственно говоря, нужно четко решить, на чем настаивать – на предоставлении жилья или же на возврате денег, и действовать далее, исходя из того, какое решение принято.
Процедура банкротства: что происходит «за кулисами»
Если говорить на языке юристов, под банкротством понимается довольно-таки длительный и упорядоченный процесс, когда арбитражными судебными инстанциями рассматривается, насколько проблемная компания способна удовлетворить требование всех кредиторов:
- государственных органов;
- кредиторов разных категорий;
- инвесторов;
- фирм-поставщиков;
- дольщиков и других претендентов на выплаты или возмещение ущерба.
Если рассматривать саму процедуру признания финансовой несостоятельности, она включает несколько последовательных этапов. Первый из них – это стадия наблюдения, которая является наиболее значимой и осуществляется государственной контролирующей организацией (территориальные органы Минстроя). Как только появляются первые однозначные намеки на возможность банкротства, суд принимает решение об установлении надзора за застройщиком.
Для этого определяется временный управляющий, который обязан держать под контролем все денежные потоки. На этом этапе принимаются все требования кредиторов, устанавливается точная сумма общей задолженности. При этом прилагаются усилия для блокировки вывода капитала, чтобы при банкротстве было что изъять. Наблюдение – это еще далеко не банкротство, но громкий тревожный звонок к тому, что у девелопера дела продвигаются далеко не самым лучшим образом.
Второй этап заключается в «финансовом оздоровлении», если таковое возможно в принципе. Привлекаются новые инвестиции, проводится реструктуризация кредитов, устанавливаются новые сроки платежей с учетом отсрочки.
Значимой вехой является переход компании под внешнее управление, когда действующий руководящий состав отстраняется, а контроль переходит к «арбитражникам». Именно с этого начинается реальное банкротство. Впрочем, еще возможен путь мирного соглашения, когда застройщик самостоятельно изыскивает средства, не позволяя признать себя полностью финансово несостоятельным и не допуская полного краха.
Если путь мирного соглашения невозможен, объявляется конкурсное производство, в процессе которого оценивается все имущество, имеющееся в собственности компании, которое, если есть необходимость, продается или передается кредиторам. Далее компания ликвидируется, а предъявленные к ней требования удовлетворяются по максимуму, хотя нельзя сказать, что кредиторы всегда и все получают.
Возврат денег – в порядке очереди: категории кредиторов
Деньги возвращаются по очереди, но не в порядке подачи заявлений, а по категориям кредиторов, перед которыми застройщик имеет какие-либо обязательства. Первыми удовлетворяются интересы тех, кто должен получить компенсацию по решениям судов, связанным с нанесением вреда здоровью. Следующие – это работники, связанные с застройщиком официальным трудовым договором (строители, работающие на площадках, отдел продаж, менеджмент, пр.).
Дольщики – третьи в очереди на возврат своих денег, а за ними уже идут крупные организации, подрядчики, государственные органы, финансовые структуры и так далее. Таким образом, если своевременно позаботиться об этом, шансы на получение компенсации у частных инвесторов довольно-таки неплохие. Важно следить за ситуацией, помня о том, что обязательства прежнего девелопера в полной мере принимаются новой компанией. Кроме того, права дольщика на этом этапе получают некоторые ограничения.
Если ранее инвестор не успел настоять на компенсационной выплате от разорившегося застройщика, он может получить от преемника лишь причитающееся ему имущество, зафиксированное в договоре долевого участия. Что касается любых финансовых претензий, они могут предъявляться исключительно банкротящейся компании.
Когда застройщик признается несостоятельным, в любом случае назначается временный управляющий, и у дольщика есть всего 30 дней на то, чтобы подать заявление, когда банкротство находится еще на первой стадии – наблюдения. Поэтому если доходят слухи или просто есть подозрение, что у девелопера начинаются проблемы, надо не отпускать все на самотек, а советоваться с юристами и отслеживать сведения на официальном ресурсе арбитражного суда. Если этап наблюдения, все же, пропущен, заявление можно подать в течение шестидесяти дней с даты старта конкурсного производства.
«Реестровые дольщики» и возврат средств
Необходимо своевременно подать заявление о внесении соответствующей информации в реестр дольщиков, причем, важно попасть в «правильный» список. Те, кто хотят вернуть оплаченные деньги и получить компенсацию денежными средствами, должны оказаться в реестре кредиторов. В заявительном документе, форма которого, в общем, свободная, должно быть четко написано, что частный инвестор желает разорвать ДДУ. Причем, это крайне важное условие, позволяющее требовать возврата денег дольщика.
Частные инвесторы, которые будут настаивать на получении жилья, вносятся в список дольщиков. Важно понимать, что, когда судебное разбирательство уже стартует, переход из одного реестра в другой является крайне затруднительным процессом, и придется доказывать объективную необходимость такого шага. Поэтому лучше все вопросы для себя решить заранее, посоветовавшись с компетентным юристом.
Если принято решение - претендовать на возмещение убытков, необходимо заявлять о компенсации всех расходов дольщика в период возведения дома. Не помешает также прибавить к итоговой сумме компенсацию вреда не только материального, но и морального. Как известно, чем больше сумма, тем лучше для заявителя – суды нередко принимают решения о меньшей выплате.
Запастись терпением в любом случае придется – конкурсное производство почти никогда не длится меньше чем полгода, а в большинстве случаев затягивается на несколько лет.
Переход права собственности
Как ни парадоксально, иногда дождаться решения суда и окончания конкурсного производства легче, чем оформить в собственность жилье, которое не достроено, хотя закон предполагает и такой вариант решения проблемы с банкротством застройщика. Всем желающим вселиться, наконец, в свои квартиры, предоставляется возможность сформировать жилищно-строительный кооператив, силами этого объединения заканчивается стройка, и дом нормально сдается в эксплуатацию, после чего процесс оформления собственности пойдет своим чередом. Но такой формат могут себе позволить далеко не все сообщества дольщиков, поскольку требования к формированию подобной организации достаточно жесткие:
- уставного капитала строительного кооператива должно быть достаточно для продолжения строительных работ;
- в жилищно-строительный кооператив должно войти подавляющее большинство дольщиков;
- недостроенный объект, включая землю под ним, должен стопроцентно принадлежать обанкротившемуся застройщику.
Нельзя сказать, что ЖСК создаются очень часто, но некоторые недостроенные дома действительно, «дотянуты» силами кооперативов. Это неплохой путь, но, скорее, только в том случае, если дом уже практически достроен, но еще не сдан.
Переход к новому застройщику: организовано и безболезненно
Если ДДУ заключался по всем новым правилам, и в ситуации банкротства оказался вполне известный и законопослушный застройщик, которого сложно заподозрить в мошенничестве, можно особо не дергаться, заявить о себе и посмотреть, какая именно компания станет достраивать дом. Далее стоит добиться встречи с новым застройщиком, задать ему необходимые уточняющие вопросы и уточнить график сдачи дома. После этого уже все дела придется вести с ним, забыв об обанкротившейся компании.
Итак, банкротство строительной компании, равно как и обвинения девелопера в мошенничестве, являются самым большим кошмаром для дольщика. На самом деле, все уже отрегулировано законодательно, и если не поддаваться панике, а спокойно и последовательно предпринимать решительные шаги, потерь можно избежать. Главная панацея от будущих бед заключается в самом договоре – это обязательно должен быть ДДУ, по всем правилам внесенный в реестр.
Если заключался какой-то другой договор, необходимо незамедлительно обращаться в судебные органы, хотя, нужно заметить, альтернативные документы не обеспечивают покупателю строящегося жилья такой защиты, как ДДУ.
Заключение
Конечно, принятие дольщиком соответствующих решений, а также действия, нужные для перехода к другому застройщику – все это сопровождается определенной нервозностью, требует времени и энергии, но таковы риски долевого строительства, которые, в общем, на данном этапе уже минимизированы.
Тенденция такова, что строительство с привлечением средств граждан совсем скоро должно уйти в прошлое, но, тем не менее, договора еще заключаются. А значит - есть люди, которые уже сейчас терпеливо ожидают свое жилье и проблема банкротства застройщика может оставаться для них актуальной еще достаточно долго.